3. Инь-Ян

Дождавшись один раз, когда вода полностью высохнет, я выложил посередине дна большой символ Инь-Ян. Когда после дождей он оказался под водой, было очень красиво. Это, наверное, до сих пор одна из моих лучших работ, бывает, что неожиданно что-то получается настолько удачно. С этим Инь-Яном связана определенная реализация того, что я начал заниматься неким новым для себя видом творчества. Как-то раз ко мне приехала Келли, местный ландшафтный дизайнер, с которой я познакомился незадолго до этого тут, в Монтиселло, в магазине Art supply*. У Келли был собственный небольшой бизнес, она создавала у людей на участках инсталляции, высаживала клумбы, делая довольно нестандартные и индивидуальные работы. Посмотрев на мой Инь-Ян под водой, она вдруг сказала мне: «Anatoly, you are a land artist!» Это было своего рода признание со стороны человека, что-то в этом понимающего.

_______

* Art supply – художественные принадлежности, товары для творчества.
 

Тогда я только спросил: «А что такое лэнд-артист?» Но это меня заинтересовало, я стал исследовать эту область как мог, искать в интернете информацию. Тогда я познакомился с творчеством Andy Goldsworthy**, с его сюрреалистическим подходом к природным элементам, правда, отметив для себя, что у меня вряд ли хватило бы терпения создавать такие сложные и одновременно хрупкие работы, это не совсем мое. Мне надо, наверное, создавать что-то, на что можно потом долго любоваться, наблюдать, как меняется созданное в зависимости от сезонов, как наконец постепенно поглощается природой. А также фотографировать эти перемены в процессе. Фотография всегда была для меня неотъемлемой частью происходящего, особенно ночная, это целый процесс.

_______

** Энди Голдсуорти (Andy Goldsworthy) – британский скульптор, фотограф и защитник окружающей среды, мастер лэнд-арта. Считается основателем направления «балансировка камней». Создает как постоянные, так и временные скульптуры и инсталляции.
 

Инь-Ян в этом смысле создает мне какое-то количество ежегодных забот. А теперь еще появился второй, выложенный мною в Peace Temple. И каждый мой приезд туда на фестиваль теперь неизменно начинается с ритуала очистки инь-яна от еловых иголок, которые за год полностью его засыпают. Но это очень приятная и медитативная работа. Вообще всё, что ты делаешь на природе, стремится к разрушению, разложению на элементы и исчезновению. Создавая новую композицию, ты одновременно обеспечиваешь себе работу по ее ежегодному поддержанию и обновлению, но в этом есть свое удовольствие. Наверное, самое моё спокойное и гармоничное внутреннее состояние возникает, когда я делаю что-то у себя на земле.

Первый Инь-Ян стал прорастать травой и через пару лет исчез полностью. Я не стал больше пытаться его раскапывать, а купил несколько новых мешков мраморных камешков для дизайна клумб и каменного угля для топки печей и просто засыпал новый узор поверх старого, на этот раз проложив под ним полиэтилен, чтобы меньше прорастало травы. Это сработало, но все равно каждое лето мне приходится тратить полдня на очистку Инь-Яна, пропалывая его от травы и промывая из шланга. Делать это можно только когда высыхает вся вода в прудике. Какое-то время после чистки он сияет как новенький, потом пруд заполняется водой и все выглядит очень красиво, но через несколько месяцев Инь-Ян почти перестает быть виден в воде. И всё же я не хочу поднимать его выше, хотя так его было бы видно круглый год, ведь изюминка именно в том, что он под водой. К тому же, создав посреди небольшого прудика остров, я бы сильно убавил зеркальную площадь воды, в которой со временем стал отражаться сделанный мной гигантский, шестнадцатифутовый дримкетчер***, висящий между деревьями на опушке леса за прудиком.

_______

*** Шестнадцатифутовый дримкетчер – «ловец снов» диаметром почти пять метров.
 

Но до появления дримкетчера оставалось еще несколько лет, а пока что я начал целенаправленно рассматривать свой лес как определенное пространство, которое можно как-то обыграть. С созданием новых работ постепенно начало приходить понимание того, что я живу внутри собственного бесконечного арт-проекта, который постоянно открывается мне, поворачиваясь новыми гранями, и вдохновляет на творчество снова и снова.

Я мог бы долго рассказывать практически о каждом артефакте, обретшем свое последнее пристанище на каком-либо дереве у меня на участке, об обстоятельствах его нахождения и появления у меня, ведь с годами ты обрастаешь подобными историями, которые с интересом слушают гости, просящие провести очередной «тур по участку». Туры эти постепенно увеличивались по времени, сперва они занимали минут двадцать, потом стали занимать уже сорок... А недавно мы с друзьями решили снять такой тур на видео, думали, что за час управимся, и вдруг обнаружилось, что мы ходим с камерами уже два с половиной часа, а экскурсия только близится к середине. Отсюда возникла смешная идея сделать всё так, как в любом уважающем себя настоящем музее – посетители берут магнитофончик с наушниками и ходят по пронумерованным пунктам территории. «Вы находитесь у артефакта под номером таким-то, нажмите соответствующую кнопку, чтобы послушать наговоренную Анатолием историю данного арт-объекта». Но это уже из области театра абсурда, а в этом очерке я коснусь только основных вдохновивших меня самого работ.

Итак, чем же я занялся после прудика? Дальше >>

Больше фото - в галерее >>