Путешествие на Ямайку. Часть 1.

Часть 1.  Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.

Ну прилетаю я, значит, на Ямайку. А друзья мои были к тому времени там уже четыре дня. Прислали за мной в аэропорт машину. Первое же впечатление мое - ну точно как в Шереметьево: тут же таксисты пристают: "Куда едем?" Я не увидел человека с моим именем на картонке и несколько растерялся. Меня тут же взяли в оборот, посмотрели распечатку с адресом места и говорят: "А тебя, наверно, ждут снаружи, пошли покажем".

Вывели на улицу, где я увидел другую толпу таксистов - среди них увидел человека с моим именем на табличке. Водитель, который меня проводил, пожелал мне хорошего пребывания на острове и ушел. Надо сказать, что в Шереметьево подобная ситуация имела бы несколько другой оттенок - да и нет там милых черных девушек, которые стоят рядом с тобой в очереди на паспортный контроль, исправляя твои ошибки в неправильно заполненной декларации.

Вообще на протяжении всей недели на Ямайке меня не покидало ощущение того, что я на самом деле нахожусь в русской провинции времен самого начала перестройки - когда в магазинах уже все появилось, но выглядит все вокруг довольно убого.

Зато обо всем, что угодно, можно договориться - только плати. Это то, что помимо всего прочего разительно отличает первый мир от второго и третьего. Причем у этого есть как плюсы, так и минусы. Скажем, с ямайскими полицейскими можно также договориться, как и с русскими, если тебя остановили на машине - об этом мне сообщил водитель во время нашей долгой дороги на другую сторону острова. Откупиться можно практически от всего, даже от нетрезвого вождения, что, скажем, в Америке, где дорожная полиция взяток не берет, просто неслыханно. Зато и беспредельничают они как хотят.

Собственно и друзья, к которым я ехал, на мои вопросы о Ямайке отвечали: "Да что тебе рассказать - Малаховка, только люди черные и вместо попсы - отовсюду реггей". Очень точно. Реггей несется действительно отовсюду - из радиоприемников в машинах и магазинах, из немыслимого размера колонок, выставленных у баров прямо на улице. Мне это очень понравилось.

А пока нам предстояла трехчасовая поездка через горы на другую сторону острова, где мои друзья уже четвертый год подряд снимали виллу на берегу моря. Эта поездка сама по себе оказалась отдельным путешествием, от которого у меня остались очень сильные впечатления.

Довольно скоро после выезда из Montego Bay, куда я прилетел, дорога начинает круто подниматься в горы, превращаясь в сложнейший серпантин с узкими полосами, слепыми поворотами и обрывами c обеих сторон. Местные водители гонят по нему со страшной скоростью, обгоняя по три машины сразу на немыслимых виражах, заставляя встречные машины съезжать на обочину, постоянно сигналя и крича друг другу.

Вскоре попали в пробку. Медленно доехали до только что случившейся аварии - машины столкнулись лоб в лоб, и со смятыми в гармошку капотами стояли, дымясь, неестественно развернутые посреди дороги. Из них вытаскивали людей, на асфальте темнела кровь. Ямайские водители считаются одними из самых лихих в мире, по количеству аварий остров занимает чуть ли не лидирующее место.

Мне довелось еще дважды после этого проехаться с местными таксистами - оба раза было ощущение, что при вождении они руководствуются одним принципом: "пан или пропал".

И без того сложные условия вождения усугубляются, помимо всего прочего, ужасным состоянием дорог, особенно на побережье - иногда они разбиты настолько, что машинам приходится прижиматься к обочине, пока встречные проезжают, медленно переваливаясь на глубоких колдобинах, оставшихся от дороги после последнего урагана. В таком состоянии дорога может находиться несколько лет. Иногда доходит до того, что местным жителям приходится дожидаться следующих выборов местных властей - тогда они устраивают пикеты и демонстрацию в надежде на то, что на них обратит внимание очередной кандидат в мэры и распорядится починить дорогу, заручившись в обмен на это поддержкой местного населения на выборах.

Мы были в пути уже около часа и проезжали теперь "настоящую Ямайку" - в джунглях ютились сколоченные из досок хибары, перед ними сидели черные семьи, дети ползали в пыли у них под ногами, а подростки, все с дредами, стояли вдоль дороги, заглядывая в машину и крича что-то вслед.

Были как домики получше, так и совсем бедные сараюшки в одну комнату, в которых жили целые семьи. Попадались и довольно богатого вида виллы с машинами на парковках. Водитель рассказал мне, что на Ямайке разрешено просто селиться на государственных землях, и что в горах сплошь да рядом возникают подобные поселения. Те, кому посчастливилось занять участок у дороги, сколачивают из подручного материала крохотные "бары", где торгуют пивом, сигаретами и какой-нибудь простой едой. Плюс, конечно же, марихуаной, но об этом - дальше. Такие бары на острове - повсюду, конкуренция огромна, и поэтому прокормить целую семью таким образом малореально.

Мы ехали не останавливаясь, проезжая деревню за деревней, я захотел пить, но не решился попросить остановить машину и пойти в такой бар купить что-нибудь холодного - просто не знал, чего можно ожидать, оказавшись одному среди довольно дико выглядящих черных людей в явно не туристской местности. На самом деле я уверен, что все было бы в порядке, просто я испытывал довольно сильный культурный шок.

Водитель спокойно вел машину по немыслимо закрученным перевалам, некошеная по обочинам буйная растительность залезала на дорогу, сужая и без того узкое шоссе. Обочины были обильно засыпаны мусором, попадались бродячие собаки, медленно бредущие коровы, пару раз видели женщин, несущих на голове корзины. К своему удивлению, увидел вдруг ржавый и поросший травой корпус "Жигулей", потом - еще один, потом - еще. Наверно они попали сюда лет 30 назад с соседней Кубы.