Седьмая Радуга за спиной

7. Вермонт-2016

Я давно не езжу на Rainbow каждый год, но иногда обстоятельства складываются благоприятно, набирается хорошая компания и есть время и желание опять погрузиться в эту маленькую сказку. Особенно когда она происходит совсем близко, например – в Вермонте, куда всего часа четыре езды на машине. Чем же была примечательна вермонтская Радуга? Помимо всего прочего, опять большим количеством панков всех мастей! Я, кажется, понял определенную закономерность: чем ближе к Нью-Йорку проходит Rainbow, тем больше панков, хобо и вообще бродяг всех категорий туда доезжает. На других Радугах я не встречал такого их количества – по крайней мере, мне так показалось. Мы поехали на Rainbow c Жужей, которая в то лето жила у меня в лесу, и провели там почти неделю, уехав числа 7 июля, когда Радуга уже таяла на глазах. Помню, что, приехав поздно, числа второго, мы не могли нигде найти парковку поближе, машины стояли плотными рядами на мили от главного входа, и нам пришлось, запарковавшись, идти пешком часа полтора, взяв только самое необходимое из вещей. Совершать этот переход дважды, а потом снова ходить два раза во время отъезда, мне ну никак не хотелось.

На главном входе, как на всех остальных Rainbow, зависали колоритные жители A-кемпа, судя по их внешнему виду – уже хорошо там обжившиеся. Вообще, любой нормальный человек, проехав мимо главного входа американской Радуги и посмотрев на ярких представителей "контркультуры", там зависающих, может испугаться и внутрь этого "волшебного" леса решит лучше вовсе не ходить, если, конечно, не знает, в чем тут дело, и справедливо подумает, что если на входе такое – то внутри, наверное, должно быть куда страшнее. Но мы-то знаем, что на самом деле все довольно правильно устроено: A-camp, по счастью, не занимает все пространство Rainbow, а расположен в самом начале, его надо пройти, и ты очутишься в совсем другой атмосфере. A-camp и его жуткого вида обитателей, зависающих у главного входа и часто уже лыка не вяжущих, видит полиция и рейнджеры, приезжающие на Rainbow. И, к сожалению, наверняка сразу составляют для себя соответствующее представление о Радуге в целом. A-camp на американской Радуге всегда будет твоим первым впечатлением, к этому просто надо привыкнуть, но даже и я, уже, кажется, видавший виды, каждый раз пугаюсь.

Мы с Жужей были первыми из небольшого количества наших друзей, поехавших в то лето в Вермонт. Остальные постепенно подтянулись в течение следующих пары дней, но нашлись мы не сразу, стояли все порознь. С компанией наших друзей приехали Герберт Моралес, бывший тогда в Америке на гастролях, и Вадим Певзнер, никто из них на Rainbow до этого не был, и получилось так, что я в первый день оказался в роли гида, рассказывая и показывая, где, что и как здесь функционирует. Если бы мне в свое время кто-то устроил такую экскурсию по первой Rainbow – это было бы, наверное, полезно, хотя и сам постепенно разберешься, конечно. Когда мы гуляли по Rainbow, у нас с Гербертом произошел любопытный момент или встреча. Мы наткнулись на одного из самых колоритных персонажей Америки вообще – человека, называющего себя Vermin Supreme. Его кличка переводится как «Верховный паразит» или «Верховный подонок», но поскольку словом vermin называют, среди прочих паразитов, еще и крыс, мне нравится называть его Крысиный король.

Я неоднократно встречал его на разных Радугах и до этого, но никогда не общался. Он знаменит тем, что всерьез каждый год выборов баллотируется в президенты, чем уже создал вокруг себя целый миф и движение. Все это, конечно же, театр абсурда, но пообщаться с ним было крайне интересно. Узнав, что мы из России, Крысиный король рассказал нам, как в 98 году он ездил в Питер, а в это время проходила первая русская Радуга, тоже под Питером, где были его друзья и знакомые. Это та Радуга, которую жестко разогнал ОМОН, выведя всех из леса и посадив на обратный поезд в город. Сам Vermin Supreme, будучи в Питере, узнав о происходящем, звонил в американское посольство, чтобы как-то привлечь внимание к творящемуся беспределу, но, кажется, ничего хорошего из этого не вышло. Все это он рассказывал Герберту, а я переводил и записывал на видео. Это была интересная встреча.

Повстречали мы неожиданно и целую тусовку молодых русских хип-хоперов из Бруклина. Я вообще впервые узнал, что такое в нашей эмиграции существует. Они держатся особняком и не ездят на русские фестивали, про их концерты или тусовки нам тоже ничего не известно. Эти ребята как-то с трудом вписывались в хипповскую идиллию в своих спортивных костюмах и кепках. Вообще-то эта форма одежды лично у меня вызывает совершенно определенные ассоциации из моего подросткового периода в Москве конца 80-х. Именно так в то время одевались гопники, которым было лучше на глаза не попадаться. По спортивным костюмам их можно было сразу вычислить. "Пацан, ты откуда? Кого знаешь? Дай рублишко! А если найду?" Эту мантру я тогда знал наизусть... Подобный незамысловатый антураж предпочитают также хип-хоперы и рэперы, но у меня эта форма одежды до сих пор вызывает именно такую автоматическую реакцию. Привет из детства.

Я немного поговорил с ними. Оказалось, они были в полной уверенности, что ехали на какой-то секретный электронный фестиваль в лесу. Приехали из города как были, не взяв ни теплой одежды, ни посуды. "В Нью-Йорке-то жара невозможная!" Людям часто не приходит в голову, что летом в горах температура легко может опускаться до +5 по ночам... Наши тоже приехали с летними спальниками и в легких курточках, но как-то выжили, что-то мы одолжили, вилки-тарелки. Один хип-хопер делился со мной своими впечатлениями:

– Мы уже поняли, что тут не электронный фестиваль, а просто двадцать тысяч пидаров в лесу! Но мне тут нравится!

– Ага, – отвечал его приятель. – А знаешь, почему?

– Почему?

– Да потому, что ты теперь – один из них!

В их лагере по ночам царило бурное веселье, но почему-то я проходил мимо и ни разу не зашел пообщаться, а зря, наверное.

Помимо русских хип-хоперов, были еще ну совсем неожиданные для Rainbow персонажи. Запомнился настоящий хасидский еврей, в черно-белом костюме и с пейсами. Он был очень веселый и приветливый, громко пел и приплясывал. Узнав, что мы из России, начал читать на ломанном русском молитву, благословляя нас.

В самом дальнем конце леса, за Kiddie Village был один из олдовых лагерей, до него я доходил каждый день, там собиралось много музыкантов, они все время пели и хорошо играли. Олдовые бывают разные. Один очень известный в Америке, пожилой уже хиппи (не буду говорить кто), которого я вижу каждый раз на всех Радугах и который, по его словам, ездит туда с самого начала – с 72 года, напряг меня конкретно во время выступления музыкантов в импровизированном театре под названием "Granola Funk". На поляне строится сцена из бревен, натягивается навес, все красиво оформляется и проходят разные выступления. Есть время как для чего-то запланированного, так и для "open mike", когда любой может записаться и спеть пару песен.

На Радуге в Теннесси в этом театре выступила однажды наша Инна Зозуля, сделав интересный ход: она пела одну строчку своей песни по-русски, а вторую – ее перевод на английский, таким образом, людям было понятно, о чем песня. Ее приняли на ура, аплодисменты были слышны нам издали. Мне кажется, кроме Инны никто из наших никогда не выходил выступать в этом лесном театре, хотя в своем лагере мы пели песни на русском и нас с интересом слушали, не понимая ни слова. В следующий раз надо записаться выступить, попробовать себя. Я уже выступал несколько раз со своими песнями на русском для американцев. Это были сборные концерты, и пел я не больше двух-трех песен, но слушали меня в полной тишине, кажется, внимательнее, чем на наших фестивалях! Звучание чужого языка со сцены сразу обращает на себя внимание. Но больше песен трех я бы петь не решился: рисковал бы потерять аудиторию, ведь отсутствует огромная часть песни – язык и смысл. Ты можешь передать свое послание только своей энергией и музыкой, и лучше перед песней сказать в двух словах, о чем она, тогда у людей появятся хотя бы какие-то образы того, о чем ты поешь.

На "Granola Funk" есть правило, согласно которому любой может выступить на опен-майке, но лимит – кажется, две или три песни, что вполне справедливо. Но в случае, если кто-то выступает очень хорошо и это нравится публике – выступление может продолжиться и дольше. Конечно, основной уровень выступающих – любительский, кто-то бывает более интересен, кто-то – менее, но иногда неожиданно выходит кто-то, кто выделяется и выступает сильно. Таких часто просят задержаться на сцене и спеть еще. В тот раз в Вермонте этот импровизированный концерт вёл тот самый легендарный олдовый чел, и как же он тянул одеяло на себя... Вёл бы себе и вёл, это у него вполне получалось, но ему надо было периодически брать гитару и довольно занудно петь, при этом каждая песня длилась минут по восемь. Никаких лимитов для него не существовало, дав выступить паре-тройке человек, он вылезал на сцену снова и играл песню за песней, не делая пауз. И все бы ничего, но тут на сцену вышла очень интересная пара, парень с девушкой, и они стали неожиданно классно играть и петь, это было на голову выше всего, что там игралось до этого. Публика оживилась, все перестали тусоваться и начали их слушать.

Они спели свои три песни, но зал их не отпускал, и ребята продолжили. И это было неожиданно ярко и красиво, настоящий подарок. Увидев такой поворот дела, олдовый ведущий начал делать все, чтобы привлечь внимание к себе: залез по бревнам на крышу, стал там кривляться и махать руками, что-то выкрикивать. Потом вышел к ним на сцену и стал абсолютно не в тему подыгрывать и подпевать, постепенно в буквальном смысле отодвигая музыкантов от микрофонов. И таки добился своего: по окончании песни, не смотря на крики "More, more!" из зала, отпихнул их от микрофонов и запел сам. Ребятам ничего не оставалось, кроме как уйти, не драться же с ним на сцене. Посмотрев в тот день на это, я уже очень скептически воспринимал его в других ситуациях, когда, скажем, оказывался у костра, где он что-то рассказывал про свою яркую хипповскую жизнь в семидесятых. Я не мог избавиться от этого впечатления в театре и перестал принимать его всерьез. Надо сказать, что точно такому же поведению олдовых я был свидетелем не один раз, когда они просто перебивали хорошую музыку или не давали другим дорассказать интересную историю. Эх, только б самому таким не стать, это ли не юдоль скорби...

Но встречали мы и других олдовых, скромных и мудрых, как старцы, у которых есть чему поучиться и есть что порассказать. Хорошо пообщались мы с человеком по имени Рич Спирит. Такому имени надо еще соответствовать! И у него это вышло. Рич спел нам свою песню "American Hippie", которая была просто квинтэссенцией всего, что под этим понятием подразумевается. Я даже попросил его спеть её дважды, чтобы услышать все слова, настолько у него получилось попасть в самую суть.

   

Слева - Рич Спирит, справа - Дедуля Вудсток

Есть Grandpa Woodstock, о котором ходят самые разные легенды. Ему сейчас должно быть уже под девяносто, наверное: он говорил мне, что ему за восемьдесят, на какой-то давнишней Радуге. Правда, поговаривают, что он гораздо моложе, а возраст преувеличивает для пущего антуража, тем более что на вид это определить несколько сложновато из-за его полной заросшести густой бородой и волосами. Грэндпа живет в Вудстоке. По его словам, у него много (не помню точно, сколько) детей от разных бывших жен, и в прошлой жизни он был дальнобойщиком, пока не захипповал. Но точно про него никто ничего не знает, и слухи ходят самые разные. Это единственный персонаж такого возраста и вида на всю Америку, а может, и на весь хиппи-мир.

Что бы про него ни говорили, а просто так выглядеть, причем не только на фестивалях, а и в миру – это уже надо иметь немалую внутреннюю свободу. А одет он вечно в немыслимую хламиду на голое тело, увешан феньками, колокольчиками, в бороде – ленточки. Ходит босиком и с посохом, его можно увидеть почти всегда на основном круге, где стучат барабанщики – он стоит на каком-нибудь пне, возвышаясь над всеми, "благословляя" поднятой к небу рукой в виде "V"– Peace! ✌ В таком же точно виде он стоит иногда летом прямо на главной площади Вудстока, осеняя всех вечно поднятой вверх рукой и гудя в висящий у него на поясе громкий клаксон, приветствуя таким образом каждую въезжающую в Вудсток машину.

Как-то у костра в Юте он рассказывал мне, что иногда уходит в гору над Вудстоком, где живет неделями в пещере и стоит целыми сутками на скале, благословляя город, раскинувшийся внизу. Настоящий подвижник.

Я также встречал на Радугах абсолютно на вид "по-хорошему" сторчавшуюся бабулю, явно хиппующую всю свою жизнь. Примечательна она была, помимо всего прочего, своей бородкой, довольно заметной и черной: видимо, бабушка ратовала за все естественное и натуральное и не считала волосы у женщины на лице чем-то неправильным. Всегда, когда я видел её на Радуге, она танцевала под барабаны, а на других фестивалях подолгу зависала у самых сцен, двигаясь под музыку. У бабули были водянистые глаза человека, много на своем веку повидавшего и перепробовавшего все известные человечеству субстанции. Вудстокское поколение... Эта бабуля и Грэндпа Вудсток – самые олдовые и красочные персонажи из всех мне встречавшихся, и в какой-то момент они, видимо, нашли друг друга. По Радугам прошел слух, что они (Грэндпа и Грэндма) теперь вместе и что в Вудстоке будет большая хипповская свадьба.

Многие воспринимали это как какой-то прикол или даже пиар-ход Дедушки Вудстока, который таким образом решил поддержать интерес к своей персоне, но все оказалось правдой. На свадьбе я не был, но впоследствии неоднократно видел эту немыслимую парочку на разных фестивалях, и они выглядели как нормальная супружеская чета хиппи. Их появление на фестивале говорит о том, что фестиваль – "правильный", и все относятся к ним и к их героической судьбе с должным уважением, просят сфотографироваться с ними и т.д. Не так давно они стали известны на всю Америку, когда впервые за много лет по какой-то причине решили полететь с очередной Радуги назад на самолете. У бабушки не оказалось ID, она объясняла, что потеряла свое последнее удостоверение еще в молодости, и с тех пор так и жила без него. Пропустили ли их в самолет в конечном итоге, я не знаю, но в новостях они побывали. Супруги Вудсток мирно сидели в аэропорту, выглядя точно так же, словно вокруг них – Rainbow, на них смотрели как на цирк, а они просто были такими, какие есть по своей сути.

Что еще мы видели в Вермонте? Много бродяг, которые в основном зависали на "Trading Post", или на "Радужном Рынке". После 4 июля их стало еще больше, и вести себя они начали уже не очень хорошо. Завязывались какие-то конфликты, раздавались крики, все были наверно на отходняках, и когда ты несколько раз за день с таким сталкиваешься – пора уезжать, дальше будет только хуже.

У основного drum-circle атмосфера тоже была иногда странноватая. До сих пор не могу для себя объяснить этого феномена, когда люди вроде трезвые, только траву курят разве что, а если посмотреть на лица – они будто одержимые, движения резкие, взгляд бешеный, и так выглядит основная масса стучащих и танцующих. Я видел это не раз и знаю, что так все выглядит не всегда, и что дикой эта атмосфера кажется не только мне, но и моим друзьям, с которыми я делился своими наблюдениями: это со мной что-то не так или здесь происходит что-то непонятное? У нас возникла версия, что люди торчат на чем-то серьезном, может, на амфетаминах, поэтому и выглядит это так, словно ты попал в ад к танцующим чертям.

Наблюдал я там, как работают некоторые радужные традиции, например, связанные с быстрой передачей информации через лес. Ну, когда идет патруль рейнджеров и все кричат "Six up", я уже рассказывал, а тут возникла другая ситуация: потерялся ребенок лет пяти-шести. А на Радуге это запросто, взрослые-то зачастую теряются бесследно на несколько дней, но это, понятно, разные вещи. И вот мама обнаружила, что сына нет, побегала вокруг и его не нашла, и стала выкрикивать его имя, громко и ритмично. И люди вокруг стали это подхватывать, и постепенно уже весь лес звал его, и это сработало, мальчик услышал, отозвался, и его нашли и привели к матери.

В общем, была, как говорится, и бочка меда, и ложка дегтя, как на Радугах обычно и бывает.

Про вермонтскую Радугу, как и про несколько других, я снял фильмы, мне хотелось как-то запечатлеть это время и всеобщую атмосферу радости, из-за которой и тянет возвращаться на Rainbow снова и снова. Снимать на Радуге, как я говорил, вообще-то не принято, но ты всегда можешь попросить разрешения у тех, кто попадает в кадр, и обычно люди не против. Rainbow сама по себе настолько красочна, ты видишь столько ярких людей и моментов, что трудно сопротивляться желанию это поснимать и сохранить на память себе и своим друзьям. А может, и поделиться с кем-то, кто никогда не был на американской Rainbow, но хотел бы получить какое-то представление о том, как это здесь происходит. Снимать приходится почти всегда скрытой камерой, спонтанно и на ходу, детей снимать не надо вообще, какими бы нарядными они ни были: тебе сразу сделают замечание и даже могут попросить стереть последние кадры, в Kiddie Village камеру и доставать не стоит. А в других местах я снимал либо издалека, либо – своих друзей на первом плане, одновременно стараясь поймать происходящее вокруг.

   

 

На некоторых Радугах многие были с камерами, а иногда снимаешь ты один, и это сразу бросается в глаза и может вызвать чье-то неудовольствие. Пару раз я встречал людей с Polaroid, которые фотографировали всех желающих и тут же выдавали проявляющуюся на глазах фотографию. У меня остались две такие, вот это настоящая память о Rainbow! Но в основном хиппи не очень спешат делиться с миром своей красотой посредством фото и видео, и я их понимаю: для них это жизнь, а не перфоманс, и они не хотят превращать в интересный для кого-то театр то, что для них естественно как воздух.

Всех благ и до новых встреч! Peace, love and happy trails!
 

Больше фото - здесь: Галерея » Фото из путешествий » Поездки на Rainbow » Вермонт, 2016