Седьмая Радуга за спиной

5. Дальше о Rainbow

Побывав на Rainbow второй и третий раз, уже начинаешь задаваться разными вопросами и постепенно видеть более реальную картину происходящего, чем та, которую рисовало тебе восторженное по началу восприятие. Ты видишь, что движение как сильный поток привлекает к себе абсолютно все слои людей, от реально талантливых и светлых неординарных личностей до абсолютно сторчавшихся и спившихся бродяг, во множестве тусующихся в системе как в естественной среде обитания. И пока количество народа на Rainbow на пике – с начала фестиваля и числа до 5 июля, в процентном соотношении маргиналов немного, и они не так часто попадаются на глаза. Но когда основная масса народа начинает постепенно разъезжаться (а многие из-за работы имеют возможность приехать только на сам long weekend), то "бомжатник" (не нашел более точного для себя определения этого явления) начинает проявляться во всей красе. Появляются сильно бухие или сурово торчащие люди, между ними возникают конфликты с криками и драками, все это начинает происходить прямо у основного костра при всех или в любом другом месте фестиваля, и находиться рядом с этим совсем не хочется. В такие моменты надо собираться и уезжать, как я понял для себя, не стоит портить себе позитивное впечатление от Радуги. Но мы не раз оставались до самого конца и видели, как уборкой и восстановлением территории занимается никто иной как панки или такие вот совсем "грязные" хиппи. Правда, неоднократно видели и то, как они оставляют за собой набитое бутылками и банками кострище и просто сваливают.

Среди панков, как я понимаю, тоже есть свои "чистые" и "грязные". Есть просто панкующая молодежь, при ближайшем рассмотрении совсем не страшная, просто бунтующие подростки, а есть другая градация: "gutter punks", буквально – "помойные панки". Это уже серьезные люди, отдавшиеся полностью наркотикам и бродяжничеству, зачастую совсем опустившиеся. Их во множестве можно увидеть в Нью-Йорке в парке на Union Square. Они лежат на асфальте вдоль дорожек со своими спутниками – бультерьерами, все одетые в определенный тип одежды, присущей только им, пыльного коричневого цвета, спят на своих шмотках, а рядом всегда сидят и сторожат хозяев эти страшные собачки. Прекрасная, надо сказать, идея, как обезопасить себя при таком образе жизни!

На Rainbow можно встретить как тех, так и других панков, а также всех других обитателей A-camp, и несколько раз я, проходя мимо, заходил к ним в лагеря (если там все было мирно), просто послушать, о чем они говорят, иногда там кто-то классно мог петь или играть. Помню, как на одной Rainbow в самые последние дни не осталось ни одного большого костра, кроме панковского, к ним я и притусовывался погреться по ночам, когда еще не хотелось уходить спать. Там можно было услышать интереснейшие истории из их полной приключений жизни. Многие были настоящие hobo* и часто передвигались по стране на товарняках. И вот однажды у них было что-то вроде "гитары по кругу", и одна девушка из их компании, на вид – оторванная бродяга, вся татуированная, вдруг спросила: «А никто не против, если я почитаю свой рэп?» – «Давай, сестра, мы тебя слышим!» – ответили ей, и она начала.

_______

* Hobo – странствующие рабочие, которые, в отличие от обычных бродяг, скитаются по стране в поисках заработка. Термин появился на западе США в конце XIX века.
 

У меня просто отвисла челюсть, настолько сильный перфоманс неожиданно развернулся прямо передо мной. Она читала небольшую сцену по собственному сюжету, это был разговор нескольких человек, жителей гетто, остановившихся поболтать у подъезда. Она играла за каждого, сопровождая все бит-боксом, меняя голоса и интонации своих персонажей. Они обсуждали насущные проблемы их жизни и окружающего мира вообще, и разговор их был по-уличному глубок и попадал в самую суть темы. Это было неожиданно сильно, передо мной вдруг раскрылся настоящий артист: минуту назад, глядя на нее, я такого не ожидал. В такие моменты понимаешь, как часто судишь о ком-то поверхностно и несправедливо, основываясь на первом впечатлении, а всё может быть далеко не так просто.

Панки прославились на Rainbow своей темой с "Nik-at-night", буквально – "ночной ништяк". У них целый лагерь так называется, лагерь прикольно оформляют, как будто чтобы позлить всех "правильных" хиппи. Обносят частоколом, который в процессе Rainbow усаживается бутылками, вешают какой-то пиратский антураж – в общем, заявляют вполне ясно: «Здесь много бухают!» Но – имеют полное право, ведь лагерь стоит на территории большого A-кемпа. А в чем же ночной ништяк? Они привозят с собой на Радугу кучу табака и постоянно крутят самокрутки, нося их с собой в сумках. И если ты захотел покурить, а нечего, то ты можешь громко крикнуть: «Nik-at-night!» И если кто-то из них тебя услышит, к тебе подходят и заворачивают тебе сигарету! По-моему, классно придумано. О панках и о возникавших с ними ситуациях я еще расскажу, когда дойду до пенсильванской Rainbow.

Я все время думал о том, что вот так ведь и должно жить человечество, как было бы хорошо! Но со временем пришел к выводу, что Rainbow, по сути, не отделима от Вавилона, она возникает внутри Вавилона как ответная реакция на него, но существует только в прямой от Вавилона зависимости. Представим себе на минуту, что весь остальной мир исчезает и остается только Rainbow Gathering посреди леса, 20 тысяч хиппи. Пока Rainbow продолжается только неделю или две – действительно, нет сильной нужды в охране, внутренняя "полиция" Шанти Сена вполне адекватно способна разруливать редко возникающие неприятные ситуации. Есть еда, вода и все независимы, всех ждет где-то какая-то другая жизнь...

А что, если все эти люди вдруг останутся в этом лесу, скажем, на год или дольше? Когда кончатся консервы, дрова, когда питьевая вода станет реальным дефицитом, когда наступит зима? Даже если представить себе, что этот эксперимент проводится в теплом климате, надо будет добывать еду и распределять ресурсы, и постепенно возникнет неравенство, а значит – недовольные, значит, кому-то что-то не досталось или он не может адекватно функционировать в создавшемся обществе. Начнется воровство и мародерство, для поддержания порядка и общего благоденствия придется выбрать лидеров и создать полицию для поддержания их власти. Потом – систему судов и наказаний, а там и армию, все во имя счастья всей коммуны, и постепенно мы получим обычную модель государства, когда-то, может, и основанного на мечте о лучшей жизни, если об этом кто-то будет помнить через пару поколений. Кто может однозначно сказать за себя, что останется мирным и спокойным, если у него или его семьи будут отнимать последнюю еду или одежду? Война и насилие заложены в самой психике человека, и это проявится при сложившихся определенным образом обстоятельствах. Но так же заложены в ней добро и любовь... Весь мир не может превратиться в Rainbow gathering, эта прекрасная утопия возникает точечно и только временно – и потому работает, и работает по-своему замечательно.
 

А как у фестиваля обстоят дела с полицией и властями? В каждом штате – по-разному, и зависеть это может реально от того, какое в штате правительство – либеральное или более консервативное. Существует один из основных краеугольных камней Rainbow – отсутствие организационной структуры и явных лидеров. И получается, что вроде бы властям не с кем говорить, не кого, если что, привлекать к ответственности. Согласно американской Конституции, в национальных лесах можно собираться с мирными целями, но в то время, когда Конституция составлялась, никто не думал про такие количества народа. 20 тысяч человек, приезжающих со всей страны в одну точку, – это не так просто, как кажется. По закону вроде бы запретить полностью мирные собрания людей на природе не могут, но могут чинить всякие препятствия и устраивать неприятности уже во время Rainbow. Мы встречались с разными проявлениями настроения полиции, но усвоили одно: лучше держаться подальше, когда они проходят через лес, и не лезть самому на рожон.

На Rainbow нет централизованной структуры, это так, но есть "скауты", "фокалайзеры"** и другие люди, которые делают на своем чистом энтузиазме необходимую организационную работу. Совсем без организации был бы просто бардак, ведь в лесу предстоит разместить тысячи человек, которым нужны большие поляны, тропы, вода, кухни и туалеты. И кто-то должен все это распланировать на местности до того, как начнут приезжать люди. Кто-то тянет по лесу резиновые шланги с расположенных выше ручьев на фильтровальные станции и кухни, кто-то планирует эти кухни и строит каменные печи, кто-то копает шитеры... Вот эти самые люди находятся в непосредственном контакте с местными властями и координируют с ними все возникающие вопросы.

_______

** Focalizer – «собирающий», добровольный организатор обеспечения какого-то аспекта жизнедеятельности на Радуге.
 

А для местных властей известие о том, что им в этом году выпадает такая удача, как тысячи хиппи, прибывающих к ним со всей страны, которые будут ехать и идти через их городки и деревни, – это чрезвычайная ситуация, и в координировании всего задействованы сразу несколько уровней силовых структур. Мне кажется, это все объясняется массовостью явления, если бы собиралась пара сотен человек – конечно, такого бы не было. А так, насколько я понимаю, основные люди Rainbow координируют происходящее с полицией, и это работает или не очень. На сайте welcomehome.org висит много официальных документов, собранных в архив, его небезынтересно посмотреть. В основном все сводится к попыткам навязать хиппи подписывание пермитов на массовое собрание людей, но кто будет подписывать такой документ за всех? Уполномоченных представителей вроде как нет, а в Конституции ясно сказано: мирные собрания людей разрешаются в национальных лесах. И, как ни крути, запретить вроде никак не возможно, по крайней мере, пока.

Есть еще одна легальная зацепка – свобода вероисповедания и религиозных ритуалов, также гарантированная Конституцией. Хиппи говорят, что это собрание – их церковь, а лес – их храм, куда они идут молиться. И для многих это действительно так. Мне говорили, что если возникают проблемы с полицией, если тебя не пускают, пешком или на машине, надо сказать им эти магические слова: там моя церковь и я иду туда молиться! И это должно безотказно подействовать, при этих словах полицейские должны волшебным образом потерять над вами свою власть. Не знаю, самому это испытывать не приходилось пока, но поверить вполне могу, в Америке часто все зависит от определенных словесных формулировок, которые надо знать, общаясь с представителями закона. К примеру, есть противоречивые законы на тему обыскивания тебя или твоей машины. Полицейский должен спросить, не возражаешь ли ты, но если ты возражаешь, а у него есть подозрения (запах травы, например) – он имеет право обыскать и тебя, и машину без твоего согласия, а если не согласишься или затребуешь ордер – отвезут в тюрьму до понедельника, чтобы ты желаемого тобой ордера в безопасности подождал, а потом непонятно что будет, только одно совершенно точно: ты их уже разозлил.

Помню, как я ненадолго заблокировал проезд своей машиной, пытаясь подкурить заглохшую машину какому-то парню. Возникла пробка, и подъехали полицейские. Они довольно жестко стали со мной общаться, несмотря на мои попытки объяснить, что я пытался кому-то помочь. Проезжающие мимо кричали: «Не соглашайся на обыск! Они не имеют права!» Документы мои были в порядке, но они стали прессовать меня по поводу травы, которой не было. Они задают при этом смешные вопросы, на которые хочется ответить правдиво, но – нельзя, иначе ты пропал. Спрашивают: «Есть трава в машине?» – «Нет». – «Если мы найдем сами – будет хуже, поэтому лучше признавайся!» – «Ничего нет». – «А ты сам куришь траву?» – «Нет». – «А когда-нибудь пробовал? Когда-нибудь в жизни? Может, в школе? В колледже?» И тут хочется сказать: «Ну конечно, пробовал, кто ж в США ее не пробовал! Но мне не понравилось, и поэтому я не курю, давление повышает, голова болит... Один раз только попробовал – и мне хватило!» Но эта искренность никому не нужна. Стоит такое ляпнуть, и ты уже под подозрением, а так – все всё понимают, но ответом должно быть твердое «Нет». Меня тогда отпустили без обыска. Могут ли при таком обыске что-то подкинуть в машину? Наверное, могут, если им надо, но все-таки о таком не слышал.

Итак, местные власти объявляют чрезвычайную ситуацию, собираются советы местных мэров и чифов полиции, в этот район прибывают дополнительные полицейские силы, образуется "Incident command center", приезжают Forest service*** и Rangers, все довольно серьезно. И вот дальше реально зависит от либеральности штата. Видимо, по цепочке непосредственно к местному начальству приходят директивы, как вести себя по отношению к Rainbow gathering: жестко или помягче. Я понимаю, что при желании Rainbow можно закрыть. Либо изначально не допустить массового заезда, расставив всюду на подъездах кордоны, либо уже в процессе вывести всех из леса хоть при помощи армии, но пока такого, по счастью, не делают. Но, несмотря ни на что, меня не покидало одно ощущение от полиции на Rainbow: пока мы вас терпим. Самое неприятное, что происходит – когда на этом полиция тренируется, как вести себя с толпой. И отрабатывает техники "crowd control". Я сам видел, как к лесу подвозят напичканный современной электроникой супердорогой автобус, это и есть мобильный "команд-центр". Такое я, правда, наблюдал только однажды, но запомнил хорошо. На том Rainbow полиция вела себя крайне провокационно и вызывающе.

_______

*** Forest service – служба охраны леса.
 

Через лес периодически ходили батальоны совсем молодых полицейских под командованием одного старшего, одетые в полный "riot gear"**** и с пейнтбольными ружьями. Было жарко, и эти молодые люди, лет двадцати – не больше, в черных формах, истекали потом под касками из плексигласа. Увешанные дубинками, наручниками и другим снаряжением, да еще с ружьями, которые они направляли периодически прямо на встречных или остановившихся на обочине, чтобы уступить им дорогу, людей. И вот это было уже очень неприятно. Тем более что молодые полицейские явно никогда не видели такого количества хиппи в одном месте и были заметно напуганы. На них рявкал командир, а встречные отпускали не самые приятные комментарии: «Какие классные шлемы! Выглядите просто прекрасно! Не жарко? Водички не хотите попить?» И напуганные молодые пацаны-полицейские резко тыкали воздух дулами paintball-ганов, направляя их прямо на людей. В любой момент могла произойти какая угодно провокация, и походило на то, что эта ситуация быта спланирована просто для их обучения в реальной обстановке. Практика по "контролированию толпы" в полевых условиях.

_______

**** Riot gear – экипировка для борьбы c уличными беспорядками.
 

Особенно полицейские нервничают, когда все начинают стекаться на главную поляну во время кульминации Rainbow – 4 июля, в День Независимости. В этот день по традиции с утра соблюдается тишина, говорят тихо и не стучат в барабаны. А к полудню тысячи человек собираются вместе, берутся за руки и поют «Ом», посылая во вселенную добрые пожелания и молясь за мир. Это всегда очень сильный момент, и иногда мне кажется, что такой силой намерения реально можно "двигать горы". А может, так бы и происходило, если бы на Rainbow не было ни алкоголя, ни наркотиков? Что было бы, если бы Радуга была полностью трезвым собранием? Вероятно, тогда у этого движения была бы реальная сила менять мир? А так все остается на уровне "собраться в лесу на недельку, кайфануть и разъехаться". В чем, собственно, нет ничего плохого, я и сам приезжаю именно за этим, ничего не хочу сказать, но глобальные мысли иногда посещают.

Так вот, пару раз я видел, как во время пения «Ома» по периметру леса выстраивались ряды полицейских на лошадях, в шлемах и со щитами, готовые, как казалось, двинуться на толпу хиппи в любой момент, лишь только поступит приказ по рации. К счастью, этого не случалось. Однажды я наблюдал такую сцену. Командир полицейской роты заметно нервничал, видя, как из леса выходят сотни человек, постепенно становятся в круг и берутся за руки, и один хиппи спокойно объяснял ему: «Не волнуйтесь, ничего плохого не происходит. Это наша мирная традиция, сегодня и у вас, и у нас праздник – 4 июля, и мы, любящие свою страну граждане, тоже его празднуем, просто немного по-своему!» Обнаженные девушки гладили гривы лошадей и болтали с полицейскими, все было мило и бесконфликтно.

Но не всегда всё так удачно оканчивается. Был, к примеру, известный случай в Вайоминге, когда отряд Forest service, пытаясь арестовать кого-то за траву, открыл по людям пальбу из пейнтбольных ружей (до резиновых пуль пока у нас не доходило), а это может быть чувствительно, особенно если попасть в лицо. К тому же, эта сцена произошла не где-то, а в детском лагере – Kiddie Village – на глазах у детей. Она была снята людьми на телефоны, эти кадры есть в фильме "We love you", и наши друзья присутствовали там во время этого инцидента. В общем, такое здесь, к большому сожалению, происходит, создавая впечатление об Америке как о полицейском государстве, но все-таки эти случаи – исключения. По крайней мере, хочется в это верить. В основном мы встречали на Rainbow вполне себе вменяемых полицейских и рейнджеров, которые мирно и адекватно координировали трафик машин, общались с народом, подвозили иногда мам с детьми и вещами до главного входа – в общем, вели себя нормально и не создавали конфликтов, а, напротив, реально помогали.

Когда они не спеша проходили небольшими отрядами через лес, вокруг раздавались непонятные мне сперва возгласы: «Six up!» Люди выкрикивали эти странные слова, предупреждая о приближении полицейских. Потом мне как-то объяснили, что на местном блатном жаргоне это означает "вскинуть револьвер с шестью патронами в барабане"***** или что-то вроде того, что означает приближение шерифа или какого-то представителя власти. Полицейские, однако, мирно проходили мимо, никого не трогая, временами останавливаясь поболтать с людьми.

_______

***** Six up! – Urban Dictionary утверждает, что выражение произошло либо от шести лучиков звезды шерифа, либо от шести лампочек мигалки на полицейской машине. По одной версии, оно возникло в ходе тура Grateful Dead в конце 80-х, по другой – пошло от ванкуверских нудистов. В любом случае, это переиначенный возглас "Head up!" – «подними голову и оглядись» и означает, что чем бы ты ни занимался нелегальным, следует перестать и все спрятать, потому что полицейский близко. Самая остроумная дефиниция из словаря звучит так: «Six up! – то, что ты должен крикнуть, чтобы тебя арестовали и допросили за то, что ты бродяжничал на фестивале».
 

Помню, как на одной региональной Rainbow в горах Нью-Хемпшира по ночам было дико холодно, после заката все конкретно замерзали. Одной ночью в лес вдруг въехал полицейский пикап, кузов которого был доверху набит спальниками и одеялами: полицейские собрали их у себя в городке и привезли, чтобы раздать мерзнущим в лесу людям. Зато на другой Rainbow, в Теннеси, полицейские творили настоящий произвол. Они методично утягивали из леса машины хиппи на штрафстоянку в городке, мотивируя это тем, что машины неправильно запаркованы. Но это был только предлог, на самом деле они увозили все машины одну за другой, ряд за рядом. Единственный, по-видимому, тягач в городке едва успевал носиться туда-сюда, поднимая пыль и забирая очередную жертву, хозяева которой, ничего не подозревая, были где-то далеко в лесу. Когда же несколько дней спустя они выходили из леса, их ждал неприятный сюрприз: машины не было. Приходилось как-то выбираться, просить подвезти до той самой стоянки, а там их ждал штраф долларов на 400 или даже больше, тягач мог стоить сколько угодно. И многие были вынуждены побросать свои машины, будучи не в состоянии оплатить штраф. Не очень веселое завершение праздника, правда? А как домой добираться?

Полицейские вели себя агрессивно и вызывающе, поспорить с ними было невозможно. Одна женщина рассказала мне, что припарковалась как полагается – все 4 колеса на обочине, и еще спросила проезжающих мимо полицейских: «Я нормально припарковалась?» – «Все в порядке, мэм!» – уверили ее. А через пару часов она вернулась назад к машине за вещами и обнаружила, что её машину уже грузят на тягач, а вокруг стоят те же полицейские, с которыми она разговаривала до этого. Она попыталась объяснить, что они же её и убедили в том, что машина поставлена правильно, но ей не дали даже близко подойти: «Еще шаг, и вас арестуют за препятствование действиям полиции!»

Говорили, что чиф полиции и хозяин единственного на всю местность тягача – кузены, и что за неделю Rainbow они сделали таким образом 60 тысяч долларов. Машины, которые побросали не могущие их выкупить хиппи, продавались потом с полицейских аукционов... Такие дела здесь тоже творятся. У нас пока не было никаких инцидентов с машинами, а вот другим везло меньше: как-то, выйдя из леса к дороге, мы обнаружили, что колеса всех запаркованных машин были пробиты ножом, да не одно, а по два! На ободах стояло машин пятьдесят. И как уехать? Только одним образом: вызывай тягач из ближайшего городка, там тебе и шины поставят, ну – долларов на 350 влетишь, не больше – не правда ли, удобно? Вот и думай, кто это делает, наверное – хиппи сами себе?

А существует ли на Rainbow преступность? Если посмотреть статистику с учетом огромного количества людей, собранных в одном месте на протяжении какого-то времени, то ее процент на удивление низкий, но все же она есть. Унести рюкзак, неосторожно оставленный перед палаткой, здесь могут (как случилось с одной нашей подругой, что не могло, конечно же, изрядно не подпортить ей рэйнбоувское настроение). Такое случается редко, но за вещами стоит присматривать. Вокруг 20 тысяч человек, и полагаться на то, что все они – хорошие и честные, просто наивно.

Но пропавший рюкзак – это ерунда, а вот когда ты узнаешь, что после Rainbow находили мертвых девушек в лесу и преступление так и осталось нераскрытым, это уже наводит на нехорошие мысли. Мы неоднократно слышали об этом от разных людей, и на доске объявлений я читал обращение родственников с просьбой помочь, если кто-то что-то видел или знает. Это произошло еще задолго до нас, в годы наших поездок я ни о чем подобном не слышал, случались только единичные овердозы, о которых мы узнавали на следующий день. Такое, наверное, просто неизбежно – хорошо еще, что это происходит так редко, учитывая количество людей, субстанций и отсутствие профессиональной медпомощи в лесу. Хотя медицинский лагерь функционирует 24 часа, попробуй до него быстро доберись. Слышал я и о том, что FBI долго выслеживало одного «серийника», пока не узнало, что он может быть на Rainbow, где его в конечном итоге и повязали. Серийный убийца на Rainbow – вот это уже нехорошая тема, а ведь ситуация для него – ну просто идеальная, лучше трудно и придумать. Впадать в паранойю не стоит, но знать такие вещи надо. При нас пьяный индеец полоснул кого-то ножом, вроде попытался скрыться – но его поймали, скрутили и держали до прихода полиции.
 

«Ну ты и нагнал негатива!» – скажете вы, а потому давайте отвлечемся на парочку произошедших со мной на Rainbow забавных историй. Например, о том, Как я в одиночку остановил легализацию марихуаны в Америке...